Кольчугинские Вести плюс (kolchvesti) wrote,
Кольчугинские Вести плюс
kolchvesti

Categories:

Педагог. Музыкант. Поэт.

...Мы с Александром Бебениным, преподавателем Детской школы искусств и бардом, за чашкой кофе рассуждаем о том, что, если человек рождается вблизи какой-то знаменательной даты, какого-то профессионального праздника, ему на роду написано прийти в эту сферу или профессию. Александр Бебенин родился 21 октября. А октябрь, как известно, знаменателен Днем музыки и Днем учителя. «Саша, ты был обречен работать в музыкальной школе», - улыбаюсь я.



Его сокурсники и учителя


Разговаривая с преподавателями, всегда стараюсь спросить их о тех учителях, которые оставили след в душе, а может быть, и привели в профессию. Для Александра это, прежде всего, преподаватели колледжа искусств имени Соколовского города Гомель – в Белоруссию из Кольчугина его семья переехала, когда Саша окончил 9 классов.

- Прежде всего, это преподаватель специальности Николай Иванович Радченко, с которым мы до сих пор общаемся, я поздравляю его с праздниками. Я ему благодарен и периодически напоминаю об этом. Николай Иванович преподавал специальность по классу фагота. А колледж я окончил по специальности «преподаватель, дирижер симфонического и духового оркестра».

- Чем запомнились годы учебы?   

- Духовое отделение – своеобразное. Одно дело сыграть ноту на гитаре или фортепиано, а другое дело эту ноту выдуть. Идет сильная нагрузка на голову. И, особенно на первом курсе, были такие моменты, когда я думал: если не переведусь на другое отделение, то уйду... А потом все стабилизировалось. И здесь большую роль сыграли мои преподаватели. Всех не перечислишь. Много сделал для меня заведующий духовым отделением ныне покойный Валентин Николаевич Ковалев. Как я говорю, у меня были педагоги с большой буквы, причем, буквы большие все. Они дали мне путевку в жизнь!

- А твои сокурсники считают так же?

- Да, многие связали свою жизнь с музыкой. Один из моих однокурсников играет в «Песнярах» на клавишах, один работает с известной эстрадной звездой в Белоруссии. Мой друг по студенческим годам входит в тройку лучших саксофонистов Белоруссии. А еще один выпускник сейчас работает в МЧС, офицер, но все равно музыку не оставил – на территории части оборудовал на свои деньги студию звукозаписи. И прославился в Гомеле тем, что создал группу из сотрудников МЧС! При этом его руководство не против этого. Я, кстати, у него записывался в этой студии.  

Его дорога

Так получилось, что диплом преподавателя и дирижера пригодился Александру Бебенину только в Кольчугине. Но это не значит, что после колледжа он оставил музыку. Да, полгода он честно отработал преподавателем, но поняв, что эта профессия его прокормить не сможет, отправился зарабатывать деньги как сольный исполнитель.

- Сейчас, кстати, в Белоруссии, преподаватели школ искусств стали получать достойную зарплату. Но в мое время было туго...

- А как судьба привела в нашу школу искусств?

- Когда я приехал в Кольчугино, сразу обратился, конечно, и во Дворец культуры, и в Детскую школу искусств. Но вакансий не было. Работал где придется, лишь бы прокормить семью. Но при этом понимал, что без музыки жить не смогу. Уже собирался возвращаться в Белоруссию, но жена уговорила: сходи еще раз в музыкальную школу. И уговорила. Я подошел к Ирине Дмитриевне Куренковой, и она встретила меня с радостью: «Нам как раз нужен преподаватель по классу гитары. Сможете?» А у меня с гитарой столько связано! Я ведь и в колледж поступал по классу гитары, но при поступлении было жесткое условие – необходимо сначала окончить музыкальную школу. А я в музыкальной школе не учился. И тогда я пошел на духовое отделение, но параллельно учился гитаре сам. Методика преподавания одна, а практические занятия проходили в общежитии – благо там много было гитаристов, было, с кем посоветоваться. Вот так и освоил инструмент.

- То есть предложение Ирины Дмитриевны принял?

- Принял. Хотя сразу понял, что будет сложно.

Его ученики

Так получилось, что Александру Бебенину сразу пришлось работать с большой нагрузкой, «за троих»: вместе с учениками, которых он набрал в первый класс, ему пришлось выпускать учеников Николая Ивановича Бадерко и Владимира Юрьевича Новицкого. Смерть этих преподавателей стала большой потерей для школы искусств. Учитывая, что желающих обучаться игре на гитаре становилось все больше...

- Саша, сегодня у кольчугинских ребятишек действительно большой интерес к гитаре?

- Интерес огромный! А когда начинается процесс обучения, начинаются сложности. Некоторые думают, что это как кружок: захотел – приду, захотел – не приду, захотел – пальцы поставил как надо, захотел – сыграл одним пальцем... Но процесс обучения – это, конечно, другое. Меня волнует не это – заинтересованность к обучению на гитаре исходит зачастую от родителей. А детям хочется просто освоить гитару на уровне «двора».

- А если кто-то придет, чтобы научиться играть на электрогитаре?

- Электрогитара – это металлические струны, узкий гриф... Мы играем классику на гитаре с широким грифом и нейлоновыми струнами.

- А какой возраст у твоих учеников?

- Лет 12-13.

- Отбор жесткий, учитывая огромный интерес?

- При отборе смотрим на кисть, на пальцы... Но такого пока не было, чтобы из-за строения кисти кому-то отказали. Есть дети с коротенькими пальчиками, которые просто физически не могут сразу взять интервал «до-до», в октаву. Но постепенно решаем и эту проблему, если ученик старается. Одна моя ученица только на третьем году обучения стала брать этот интервал.

- А репертуар? Может ли ученик сам выбрать произведение? Захочет, например, играть что-то эстрадное?

- Когда я пришел работать в школу, здесь весь нотный материал был построен на базе гитариста Валерия Калинина. Честно сказать, это довольно скучно и заезжено. Я пытался заказать ноты через наши магазины, но ничего не получилось. И только когда учился на курсах повышения квалификации, смог приобрести там новые ноты и в корне поменял репертуар. Там, кстати, есть и эстрадные произведения. Для меня вообще главное, чтобы произведение нравилось ученику. Так и нас в колледже учили.

- Ты уже выпустил учеников?

- Тех, что набрал сам, пока не выпустил. Но доучил и выпустил учеников Николая Ивановича Бадерко и Владимира Юрьевича Новицкого. Да, было сложно, но мы справились. По крайней мере, на выпускных экзаменах не было ни одной тройки, а это, как выяснилось, очень хороший результат. Раньше бывали и двойки. И когда я только пришел работать, заведующий отделением Анатолий Анатольевич Шевелев сказал мне: «Надо, Александр Николаевич, чтобы двоек при выпуске было как можно меньше!» Я очень удивился: «А что – такое бывает?» Потому что я, лично, считаю, что и «тройка» это не оценка. А «двойка» говорит о том, что не работал никто – ни я, ни мой ученик. Но в первую очередь, не работал я. Поэтому я готовил своих учеников, чтобы они знали на 200 процентов, чтобы потом, на экзамене, с учетом переживаний, быть готовыми сдать на 100!

- А твои выпускники не продолжили образование?

- Самые первые выпускники остались на уровне «для души», а вот сейчас ходят на подготовительные занятия две выпускницы, которые в будущем году будут поступать в колледж искусств, мы готовимся более серьезно, уже выходя за рамки школьной программы. Сегодня мне очень помогает то, что я играл в симфоническом оркестре классику. Основы звучания классической музыки мне заложили именно тогда. И сегодня я могу передать это моим ученикам.

- А если ученик придет и скажет «Александр Николаевич, а Вы можете мне показать аккорды песни группы «Би-2»?»

- И просят! И показываю. А так как я и сам большой любитель вокала, порой, забываем про урок и поем песню. А потом наверстываем программу. Так что для многих учеников я и друг, и преподаватель. И отчитать могу ученика, и до слез доходило. Но я считаю, что слезы могут быть максимум до середины урока. С урока ученик должен уйти с улыбкой.

- А ученики проявляют интерес к творчеству учителя?

- Да, даже на концерты бардов приходят. Следят за газетными публикациями. Всегда спросят: «А Вы видели, что Вас напечатали?»

...Увидят ученики Александра Бебенина и эту публикацию. И узнают, что 21 октября их преподаватель отметил День рождения. И вместе с нами пожелают ему крепкого здоровья, благополучия, личного счастья и творческих успехов. А еще – чтобы радовали своими успехами ученики, к которым можно отнести и сына Александра Бебенина. Коля в свои пять лет уже осваивает игру на гитаре, изучает буквы по обозначению нот, сочиняет песни и, в общем-то, считает себя сложившимся певцом. Он уже выступал вместе с папой на одном из концертов, и мы надеемся, что этот замечательный дуэт еще не раз порадует кольчугинцев.

А мы спешим порадовать наших читателей подборкой новых стихов Александра Бебенина.
***

Проведу по осеннему небу

Акварелью вчерашних страниц.

Поклонюсь до земли в полях хлебу,

Сложу быль из былых небылиц.

Раскудрявилась осень ветрами,

Разметала дорожную пыль.

Я сегодня болею стихами,

Зацепившись душой за ковыль.

Разрисую рябиновой грустью

Придорожной листвы снегопад.

Всё отдам до гроша захолустью,

Средь которого жил наугад.

Русь моя – босоногое счастье,

Треск лучины да тина в воде.

Горемыкою бродит ненастье

В пожелтевших дубов бороде.

***

Остыли грёзы... Пью до дна

Листвы благое умертвленье -

Нерукотворное творенье.

Сквозь шторы сонного окна

Мельчает день. Закат пьянит,

Чуть слышно шепчутся березы.

Им по душе, как пахнут грозы,

С рыданьем неба на гранит.

***

Нарисуйте меня без изъяна.

Как по русскому полю в тоске

Отражением в гранях стакана

В лужах прыгает детство в руке.

Как поймать мне его? Как поведать,

Что реальность разбила мосты?

Мне б советского хлеба отведать,

Вспомнить вкус из Москвы колбасы.

Мне б увидеть то млечное завтра -

Из созвездий шальных октябрят,

Физруком где покрашена парта,

Где счастливые лица ребят...

Мне бы вспомнить хоть чуточку неба

Взглядом детской беспечной любви.

Алым знаменем реет Победа,

Вдаль плывут с сентябрем журавли.

Так и я с этим клином когда-то

Улетел от родных берегов.

Откровеньем расплакалась хата,

Умываясь слезой облаков...

***

Ничего не прошу... И, знаешь,

Я доволен своей судьбой.

Даже если в пути теряешь,

Это вынести легче с тобой.

Я давно разучился плакать

И почти не умею мечтать.

Ближе стал деревенский лапоть

И со скрипом пружины кровать.

Мне всё меньше нужны дороги,

Старше стал облетевший наш дом,

Чаще тянет душа за ноги

Побродить в тишине под окном.

Стал скупее в словах игривых,

Не заманишь меня гульбой.

Круг редеет людей любимых,

Накрывая осенней листвой.

Так и я, под листвы одеялом,

Убаюкан вчерашним теплом.

Помечтаю немного о малом,

Чтобы завтра сказать о большом...

***

Поцелую в уста рябину,

Оценю у берез наряды.

Никогда больше я не покину

Те края, где мне были рады.

Никогда я, мой друг, не брошу

Беспризорно скучать калину.

Кто из строк выбирает ношу,

Того плетью стегают в спину...
Е. Фролова
Фото: А. Дмитриева

Tags: Александр Бебенин, стихи
Subscribe

  • «Смогу сама» - жить по-новому

    Сначала просторный зал напоминает швейный цех – кругом нитки, булавки, множество различных тканей, рабочий процесс проходит оживленно. И вдруг…

  • Дуб пока без имени…

    Дорогие друзья! Некоторое время назад мы предложили вам придумать имя дубу на Ленинском поселке, который отныне, благодаря кольчугинским краеведам,…

  • Пять причин бессонницы режиссера Рыжова

    Глоток свежего театрального воздуха после душного периода коронавирусных ограничений – именно так хочется назвать IV фестиваль любительских…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments