Кольчугинские Вести плюс (kolchvesti) wrote,
Кольчугинские Вести плюс
kolchvesti

Categories:

Крепка семья - крепка держава

       Сегодня, в канун замечательного праздника – Дня семьи, любви и верности – мы предлагаем нашим читателям материал о Круглом столе, который прошел в редакции газеты и был посвящен теме семьи. В заседании Круглого стола приняли участие настоятель Свято-Покровского храма с. Давыдовское о. Владимир, Почетный гражданин города В.И. Ребров, общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка Кольчугинского района, председатель клуба многодетных семей «Домашний очаг» Н. Лазарева, внештатные корреспонденты газеты С. Михайлов, Я. Белякова, Д. Баринова, коллектив редакции. Разговор у нас получился чрезвычайно интересный, думаем, что эта публикация не оставит равнодушным ни одного нашего читателя.
Согласно современным определениям, семья является первичной, малой, многомерной и противоречивой социально-культурной формой и функциональной системой организации совместной брачной и супружеской жизнедеятельности мужчины и женщины, обуславливающей продолжение рода человека, социальное воспроизводство и изменяющейся в зависимости от особенностей цивилизации и складывающихся в истории данного общества конкретных социально-культурных условий.
Тенденции социальной эволюции, обуславливающие смену традиционного общества различными формами посттрадиционного, приводят к тому, что в России перестает доминировать не только базовая для традиционного общества патриархальная многодетная семья, но и так называемая нуклеарная семья. В сознании молодых женщин и мужчин, желающих создать семью, в общественном сознании в целом, начинают доминировать ценности малодетной семьи или отказ от семьи. Семья становится все более многоразводной; распространяется так называемая «неполная семья», когда женщина рожает ребенка вне официального брака и воспитывает его одна. Растет количество бездетных браков, возникают гомосексуальные пары, появляются новые репродуктивные технологии, распространяется суррогатное материнство.



Общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка во Владимирской области по Кольчугинскому району, председатель клуба многодетных семей «Домашний очаг» Н. Лазарева

Настоятель Свято-Покровского храма с. Давыдовское о. Владимир



Сотрудники редакции: Е. ФРОЛОВА, А. КОМАРОВА   


Внештатные корреспонденты газеты С. Михайлов, Д. Баринова, Я. Белякова,
Почетный гражданин города В.И. Ребров


       Псевдобрак

       В.И. Ребров:
       - Каждый человек, строя свою семью, имеет перед глазами пример и опыт семьи, в которой он вырос. У меня и отец, и мать были очень строгие, порядочные. Бабушка была глубоко верующая, старалась нас воспитывать духовно. И при этом нас ни к чему не принуждали силой. И я старался потом так же воспитывать своих детей. Да, мир сейчас меняется, но основа остается.
       Е. Фролова:
       - Тем не менее, если раньше, несколько десятилетий назад, так называемые гражданские браки считались позором и пятном на всей семье, то сегодня они повсеместно распространены. Более того, многие родители сами поощряют такие браки своих детей, мол, поживите, присмотритесь, может, вы и не подойдете друг другу…...
       о. Владимир:
       - Само словосочетание «гражданский брак» стало применяться неправильно. Гражданский брак – это брак, зарегистрированный государством. В данном же случае речь идет о сожительстве.
       С. Михайлов:
       - Я готовил для публикации в «Кольчугинских вестях» интервью с заведующей отделом ЗАГСа Натальей Игоревной Беляковой, она отметила, что порой пара живет без регистрации два-три года, а потом приходит, расписывается и через месяц разводится. Но, на мой взгляд, вот эти три годы, когда люди, как говорят, присматриваются друг к другу, не имеет ничего общего с полноценной семейной жизнью, ведь люди считают, что они ни за что не отвечают, друг другу ничего не должны. И поэтому когда наступает такая ответственность, к которой они не привыкли, семья разрушается. Я согласен, что «гражданский брак» не может называться браком, происходит подмена понятий. Есть только два положения: человек либо холост, либо состоит в браке. Третьего не дано. И действительно, в старину это третье состояние называлось блудным сожительством.
       В.И. Ребров:
       - В старинных архивных документах Петровской эпохи можно встретить упоминания об очень строгом наказании тех, кто занимался сожительством.
       о. Владимир:
       - А почему? Потому что государство блюло веру православную. И в любых сложных ситуациях, если уж они возникали, требовалось благословения церкви.
       Е. Фролова:
       - Так почему же получается, что в семьях, в которых родители, дедушки и бабушки строго относились к институту брака, дети выбирают этот самый «гражданский брак»?
       В.И. Ребров:
       - Нет духовного семейного воспитания.
       Н. Лазарева:
       - Ладно, если бы перестройка отношения к браку пришлась на пору революций, гонений церкви и так далее – это еще можно было бы понять, но сегодня, когда нет духовных перестроечных моментов, «гражданские браки» уже не вызывают возмущения.
       В.И. Ребров:
       - Пропаганда свободных отношений без регистрации брака идет с экранов телевизора. И все это пришло с Запада.
       Е. Фролова:
       - Что нужно говорить своим маленьким детям, чтобы, когда они выросли до совершеннолетнего возраста, они вдруг не объявили, что идут «просто пожить со своим избранником (или избранницей) вместе»?
       Н. Лазарева:
       - Думаю, что воспитывать нужно только на личном примере.
       О. Ефимова:
       - Люди, которые живут в «гражданском браке», просто боятся взять на себя ответственность. Причем, женщина склонна больше считать себя в таких отношениях как бы замужем, а мужчина считает себя свободным. Я считаю, что именно родители должны внушать своим детям необходимость брать на себя ответственность – и, прежде всего, за детей, которые подчас рождаются в таких «гражданских браках». Ведь потом такой ребенок остается, в основном, с матерью. Или его подкидывают бабушкам, потому что ответственность за него не готовы взять на себя ни тот, ни другой.
       Н. Лушина:
       - Несколько лет назад я участвовала в переписи населения в качестве переписчика. Один из пунктов анкеты касался семейного положения. И, что интересно, в парах, которые живут «гражданским браком», женщина отмечала себя как «замужем», а мужчина – как «свободен». Это еще раз подтверждает, что оба человека в подобных отношениях живут в плену каких-то иллюзий. И, как правило, родители такой пары, а особенно девушки, часто крайне недовольны их отношениями.

       Крепка семья – крепка держава

       Е. Фролова:
       - К слову сказать, у представителей восточных народностей институт семьи более крепкий, сожительство недопустимо. Семья, кровные узы – понятия святые. Кто-то объясняет это тем, что таким образом, держась друг за друга, малочисленные народы сохраняли свою численность, защищались от внешних врагов. Что касается нас, русских, то, возможно, нам сегодня не хватает именно таких качеств, а ведь от здоровья семьи зависит и здоровье общества. А в нашем обществе сегодня, извините, вполне легально существуют однополые семьи. Не так давно по телевизору нам ставили в пример однополую семью Элтона Джона: якобы, если оба родители - мужчины, ребенок в такой семье растет более спокойный и любимый!
       о. Владимир:
       - По идее, после таких передач должно произойти возмущение в обществе, и вот против такого развращения людей люди должны выходить на улицы. Такие телепередачи проповедуют содомский грех, который разрушает абсолютно всё.
       Д. Баринова:
       - На мой взгляд, наша беда в том, что мы постоянно мечемся, нас не прибило ни к Востоку, ни к Западу, а мы где-то посередине. Вот мы смотрим на Восток – там большие семьи. А у нас ведь тоже раньше были большие семьи. Мы смотрим на Запад, и нам там нравится самостоятельность, самореализация женщин, самостоятельность мужчин. А нам пора сформировать что-то свое, утвердив свои русские национальные ценности.
       Н. Лазарева:
       - По своему личному опыту могу сказать, что даже многодетная мама может сегодня самореализоваться в семье. Другое дело, что не каждая многодетная мама может заявить о себе, ведь главный стереотип многодетной семьи в обществе – пьющая, неблагополучная...… Но зачастую неблагополучия хоть отбавляй именно в материально благополучных семьях. Вот, например, работают родители в Москве, стараются ради детей, но дети у таких родителей брошенные.
       Е. Фролова:
       - Но ведь государство тоже должно охранять институт семьи, не на словах, не с помощью популистских законов помогать тем же многодетным семьям, а на деле – реальной помощью и мощной пропагандой семейных ценностей!
       Н. Лазарева:
       - Не хочу сегодня обсуждать закон о земле для многодетных, но по поводу пропаганды семейных ценностей высказаться могу. Вот, например, проводится в нашей области такой замечательный конкурс, как «Семья года». Он объединяет людей, популяризирует многодетность. Есть в нашей области знак материнской, родительской славы. И при его вручении приоритет тоже отдается многодетным семьям. И на примере достойных многодетных семей как раз утверждаются семейные ценности.
       Я. Белякова:
       - Но почему-то редко по телевидению можно услышать о хороших семьях, где всё в порядке, где все друг друга любят...… Наоборот, стараются вытащить негатив.
       Е. Фролова:
       - И это сегодня, когда так актуальна демографическая проблема. Государство должно прилагать все усилия, чтобы повышалась рождаемость...…
       Н. Лазарева:
       - А государство, к сожалению, сегодня пытается ввести «беби-боксы» - специальные корзинки на детских больницах, роддомах и так далее, чтобы родившая женщина могла положить туда ребенка, который ей не нужен, позвонить и уйти. За границей такие вещи есть. И, якобы, они призваны уменьшить количество абортов. Но сегодня уже доказано, что количество абортов из-за этого не уменьшается.
       о. Владимир:
       - Это преступление. И это уж точно не решит демографическую проблему, которую Сталин в свое время решил очень просто – запретил аборты. И это помогло стране в целом, ведь революция 1905 года, гражданская, Первая мировая война унесли столько жизней, что Россия осталась бы к 1941 году обескровленной. Это и с точки зрения церкви было правильно. И государство, вводя запреты на аборты, одновременно вводило и меры поддержки для семей в виде бесплатного обучения, лечения, санаторного отдыха детей…
       Е. Фролова:
       - Значит, от государственной поддержки тоже многое зависит.
       Н. Лазарева:
       - Главное, чтобы это была реальная поддержка.
       О. Ефимова:
       - Всё равно все зависит, от того, какая внутренняя атмосфера царит в самой семье, независимо от мер государственной поддержки. Есть семьи, в которых есть достаток, но нормальной обстановки нет.
       Я. Белякова:
       - Я тоже согласна, что от семьи многое зависит. И здесь каждый должен начинать с самого себя. Образованный, воспитанный человек с высокими нравственными и духовными качествами сумеет из огромного количества информации выбрать для себя нужное и перенести это в свою будущую семью. Что касается «гражданских браков», то молодежь часто выбирает их просто из желания быть не такими, как все, выделиться…...
       о. Владимир:
       - Вот, например, шведские браки. В свое время Швеция рассчитывала за счет популяризации сексуальности повысить народонаселение, но все получилось наоборот – пострадала репродуктивная функция, стал разрушаться институт брака.

       Клад семьи –дети

       С. Михайлов:
       - Мне кажется, что большая часть здоровья семьи зависит от воспитания. Да, СМИ, государство – это важные факторы, но если нет корня, системы воспитания в семье, то это скажется на всех будущих поколениях. А в наших условиях надо воспитывать ребенка, уважая его свободу. Ведь хоть он твой ребенок, он не твоя собственность, он другой человек, самостоятельная личность. А кроме свободы надо воспитывать в ребенке ответственность. Любой мальчик становится мужчиной, когда он начинает отвечать за свои поступки. Вот, например, первый важный в жизни шаг ребенка – выбор профессии, вуза. Надо дать возможность ребенку самостоятельно сделать этот выбор, но при этом напомнить ему, что теперь он должен будет самостоятельно решать все проблемы с учебой, если они появятся. Так что, на мой взгляд, воспитание мальчиков – это свобода и ответственность.
       Н. Лазарева:
       - И жесткий контроль!
       С. Михайлов:
       - Зачем контроль? В карманы лезть?
       Н. Лазарева:
       - Да не такой контроль! Зачем по карманам?
       С. Михайлов:
       - А знаете, у каждого контроль свой, люди доходят порой до крайностей.
       Е. Фролова:
       - Стас, а может быть, свобода, о которой ты говоришь, однажды приведет к такой ситуации, когда твой сын скажет: «А мне нравятся мальчики…...» или скажет, что собирается жить с девушкой «гражданским браком»?
       С. Михайлов:
       - Потому я и говорю, что второе – это ответственность. Например, если ты выбираешь «гражданский брак», то будь готов к тому, что ты не сможешь иметь постоянные отношения.
       Я. Белякова:
       - У нас в семье, наоборот, родители мне многое позволяют, снисходительно ко мне относятся, нет такого жесткого контроля, когда надо по времени приходить домой, когда одно нельзя, другое нельзя, но чем больше мне позволяют, тем меньше мне хочется идти на какие-нибудь авантюры. Я знаю, что многие мои знакомые, которые находятся под таким жестким контролем, когда вдруг получают малейшую свободу – отрываются по полной.
       С. Михайлов:
       - А многие отрываются по полной, желая выразить протест против такого жесткого контроля.
       В.И. Ребров:
       - Когда я был молодым, ко мне родители применяли жесткий контроль, и, я считаю, что мне это очень помогло. А младших братьев так уже не контролировали – и их уже нет на этом свете… А еще я благодарен бабушке и матери, которые воспитывали меня в духовности, а это тоже имеет большое значение.
       Н. Лазарева:
       - А я считаю, что меня еще и мало контролировали! Может быть, я еще большего сумела бы в жизни добиться!
       Е. Фролова:
       - Получается, что и не в контроле дело? Ведь есть что-то объединяющее и тех, кого контролируют, и тех, кому дают свободу…...
       о. Владимир:
       - Это объединяющее начало – любовь. Почему Яна говорит, что ей не хочется идти на авантюры, несмотря на то, что родители ей многое позволяют? Да потому что она просто любит своих родителей. Семья начинается с любви. Но в то же время профессор Осипов говорит: кого не били – того и не воспитали. Необязательно, конечно, каждого ребенка бить, но он должен знать, что если он преступит, то последует наказание.
       Н. Лазарева:
       - А у нас в таких случаях сразу вспоминают о правах ребенка, сразу поднимается волна негодования.
       о. Владимир:
       - Вот это и есть разрушение! Ведь надо не путать истязание и наказание. Что такое наказание? Это учеба, наказ, когда тебя наказывают, тебе наказывают, чтобы ты больше так не делал и не попал потом из-за этого в беду. И этот родительский ремень – это преддверие беды. Если он не понимает слова, то он наказывается физически, в разумной, конечно, форме. То есть не потому, что ты разозлился, не потому, что ребенок попал под горячую руку. Такие наказания недопустимы, ведь в этих случаях родитель, понимая, что он вспылил, начинает потом жалеть ребенка, просить прощения у ребенка, и смысл наказания разрушается.
       Е. Фролова:
       - Стас, в твою модель семьи со свободой и ответственностью вписываются такие наказания, о которых говорит отец Владимир?
       С. Михайлов:
       - В плане ответственности – да. Человек, совершая преступление, должен быть готов к тому, что последует наказание. Прежде чем пойти на дело, загляни в Уголовный Кодекс.

       Законодательная основа семьи

       о. Владимир:
       - Для начала нам надо понять, откуда происходят все те негативные явления, о которых здесь было сказано. Чтобы исцелить человека, надо понять, откуда происходит начало его болезни. И прежде всего, на мой взгляд, надо поднять понятие отцовства на соответствующий уровень, потому что сегодня отец никак не фигурирует в воспитании детей, его просто не замечают. Только соседи говорят: ой какой хороший отец! А везде только мать и ребенок, мать и ребенок...… Почему мать-героиня, а не отец? А где глава семьи? Главы-то нет, всё и разваливается! Получает деньги за рождение ребенка мать, а отец что – не рожал? Не на мать это должно выделяться, а на семью. Нет семьи – нечего выделять.
       О. Ефимова:
       - Но если женщина родила ребенка одна, без мужа – ей все равно положено такое пособие.
       о. Владимир:
       - Вне семьи растет урод.
       Н. Лазарева:
       - Ну, а если женщина не может выйти замуж, а ребенка хочет?..
       о. Владимир:
       - Пусть идет в монастырь. Раньше на ребенке, родившемся вне брака, ставили клеймо, на него косились, женщина такая в обществе вызывала отторжение – «прижила...…» и такая семья считалась ненормальной. А теперь такие семьи пытаются узаконить.
       В.И. Ребров:
       - Вот как приблизительно было записано в «Инструкции Старостам поповским или Благочинным смотрителям от Святейшего Патриарха Московского Адриана» в 1699 году: «...…Которая вдова или девка приживет с кем беззаконно и родит ребенка... …её взять и допросить, с кем она того ребенка прижила и того, на кого она скажет, сыскать, допросить и учинить ему наказание, бить нещадно и сослать в монастырь на месяц – служить и по сто поклонов класть...… А девкам или вдовам незаконно родившим наказание учинить вдвое...… А учинив выше описанное наказание, того вдовца, который приживет с ней беззаконного ребенка, или отрока с девкой затем венчать, чтобы никто беззаконно без венчания не жил…... А будет такое блудное дело чинить с девкою или со вдовою муж от живой жены, тому учинить вышеописанное наказание, да на него же наложить той девке за бесчестие против отца её окладу вчетверо, а вдове – против окладу мужа умершего вдвое».
       Н. Лазарева:
       - А как с точки зрения православия оценивается суррогатное материнство? Ведь бывают случаи, когда у женщины в нормальной полной семье не получается выносить ребенка.
       о. Владимир:
       - Безобразие. Это блуд. Это порождает разрыв между матерью и ребенком, который еще даже не родился. Это, на мой взгляд, даже разрушает психику женщины, о какой семье здесь может идти речь? Что касается матерей-одиночек, то здесь напрашиваются такие законодательные меры: вот, например, родила женщина без мужа – обязана сказать, от кого этот ребенок. И этот мужчина должен нести ответственность, алименты платить. И тогда, может быть, мужчины захотят иметь детей только в семье. И меньше будет семейного разрушения.
       Е. Фролова:
       - Как можно женщину заставить сообщить имя отца ребенка? На мой взгляд, это сделать непросто.
       о. Владимир:
       - Но это делать надо! Надо воспитывать хотя бы экономически. А при Петре воспитывали еще и кнутом! Почему государство должно воспитывать чужих детей? Ты лег в постель – будь добр потом корми.

       Что делать?

       Е. Фролова:
       - Прозвучавшие упреки в адрес СМИ я лично поддерживаю как телезритель и как читатель. Газеты и телевидение должны как можно больше рассказывать и показывать сюжетов о хороших семьях, о любви и верности. Это относится и к киноиндустрии – какие раньше хорошие снимали фильмы о семейных отношениях, и мы на них росли. А нам предлагают «Краткий курс счастливой жизни», который сняла не режиссер, а просто, на мой взгляд, больная женщина.
       о. Владимир:
       - Во-первых, надо понять, в какое мы время живем. Все, что касается семьи, написано в Евангелие и Ветхом Завете. Когда подошли к Иисусу Христу фарисеи и стали спрашивать, правильно ли поступил Моисей, разрешив давать распутную (или разводную) грамоту жене, Господь ответил, что изначально не так было: Бог сотворил человека и жену, говоря: да оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью. «Моисей, - ответил Господь фарисеям, - по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». Такова ответственность мужа и жены по Евангелию. Родители же вступивших в брак должны принимать только молитвенное участие в семьях своих детей, но не вмешиваться в их отношения. Понятие семьи – это муж, жена и родившиеся дети. Правда, в патриархальных семьях родители и семьи детей уживались на одной территории, например, во времена Домостроя. Отец был старшим, он, может быть, и не влезал в дела семьи детей, но до тех пор, пока что-то не нарушалось. Причем, у казаков мог вмешаться и атаман. И вот таким образом все укреплялось. И такая патриархальная семья создавала условия для закона внутренней морали, которая позволяла выживать. Это закон любви, который может быть и не божественный, но тем не менее...… И поэтому везде в мире моральные нормы примерно одни и те же, разве что с различными условиями, хотя религии разные. От патриархальной семьи возникает сначала община, потом род, потом большая этническая группа, а потом уже и государство. Собственно, государство и есть та надстройка общества, которая обеспечивает этому большому клану людей, объединенных языком, традициями, нормами морали, законами, условиями жизни и так далее, возможность сохранять свою идентичность. Поэтому государство как никто должно быть заинтересовано в сохранении семейных отношений на основе морали. Потому что вне морали мы не можем построить семью – она будет всегда разрушаться. И прежде всего, блудные отношения должны получить тотальный отпор, считаться позорными. Блудные отношения – наркотик для семьи. И если государство не заботится об этом, то рано или поздно оно будет разрушено. А государство дало людям мнимую свободу, попуская такие отношения. И поэтому это не свобода, это – разврат. И не случайно изначально церковь и венчала, и регистрировала браки, причем, сначала испытывала этих людей через обручение, или оглашение, чтобы выяснить в этот период времени, нет ли другого жениха или другой невесты, и для того, чтобы люди могли еще раз подумать.
       С. Михайлов:
       - Невооруженным глазом видно, что были мощные традиции, что был закон на стороне брака. А сегодня разрушено все.
       о. Владимир:
       - Государство тогда поступало правильно, отдав функции регистрации брака церкви. Плохо, когда государство вмешивается в дела церкви, но в этом случае это были дела не веры, а государственные, укрепление семьи. А церковь всегда была за укрепление морали. Поэтому здесь была гармония отношений церкви и государства. И поэтому надо сегодня государству поставить заслон тотальному развращению общества. Мало ли, что какая-то там группа людей с извращенной ориентацией демонстрацию захотела провести в Москве! Срамота! Не секрет, что сегодня определенная группа поставила перед собой задачу вообще разрушить государственные границы с целью мирового господства. И она бьет в самый корень, потому что основанием патриотизма и крепости отношений является семья. Отсюда такой тотальный разврат – как химия, которая травит людей. Но когда наступит такое тотальное господство, все эти нормы и морали будут установлены жесточайшим образом, и все эти меньшинства будут депортированы или ликвидированы.
       Е. Фролова:
       - Как нам сегодня противостоять этому разврату?
       о. Владимир:
       - Я как священник сегодня должен проповедовать крепость семьи – всё это есть в Евангелие. Любой приходящий в храм знает, что все эти внебрачные отношения есть грех, они не дают возможности исповедовать веру. Мы должны начать изменения с самих себя, и именно верой, потому что мораль укрепляется на камне веры. И мы видим, что мы получили в четвертом поколении – после того, как в течение трех поколений в нас вырождали веру. Потому что основная часть населения современной России – не верующие люди, а соглашающиеся с тем, что Бог есть. В это, как пишет Апостол Яков, и бесы верят. Создавший этот мир не может не любить. Бог – есть любовь. И если мы не совершаем то, что Им заповедано, откуда будет у нас любовь?
Е. Фролова       
Tags: Кольчугинские Вести, круглый стол
Subscribe

  • Улыбнись, дружище!

    Улыбнись, дружище! Слышишь – ветер свищет И не новогоднюю песенку поёт. Я хоть и старался, Но тебе достался Этот неоБЫЧный двадцать первый год.…

  • Ёлочка, гори, праздник нам дари!

    Подходит к концу непростой 2020 год. Привычные сказочные представления и новогодние хороводы пока под запретом, даже традиция торжественно встречать…

  • Гимн благородству России всем поколениям петь!

    Тридцатый, юбилейный, фестиваль «Бавленские вечера» стал не только красивым финальным аккордом работы сферы культуры Кольчугинского…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments