
От сотрудничества – к затишью
Дружба университета с Кольчугинским политехническим колледжем и кольчугинским заводом по обработке цветных металлов началась еще в 1997 году – с подачи тогдашнего руководства округа и завода. В Кольчугине на базе политехнического колледжа был открыт филиал университета, где кольчугинцы могли получить второе высшее экономическое образование. Кроме того, в течение 5 лет туда принимали на бюджетной основе выпускников кольчугинских школ, которые, отучась в нем два года, затем поступали на третий курс ВЛГУ по основным специальностям. Но в дальнейшем возникли определенные законодательные препоны, и филиал пришлось закрыть. Само собой, сотрудничество ВЛГУ с заводом на этом не закончилось, ведь в институте учились и ребята из Кольчугина, и не просто учились, а даже защищали диссертации по тематике завода. Но в последние пять лет в отношениях между институтом и заводом наступило затишье, и как говорит, Владимир Андреевич, прервал это затишье звонок Алексея Александровича, который пригласил профессора в Кольчугино и организовал ему встречу с руководством ЗАО «Кольчугцветмет».По пути глубокой переработки
Темой этой встречи стало возможное участие университета в развитии инновационных технологий «Кольчугцветмета». Например, связано это может быть с более глубокой переработкой материала, чтобы увеличить стоимость единицы веса продукции. Это даст толчок инженерной мысли, позволит создать новые рабочие места, сделает продукцию более привлекательной на рынке. «Действительно, сегодня на заводе сырье покупается, электроэнергия покупается, а рабочая сила оттягивается в Москву, то есть всё в невыгодном положении, - рассуждает Владимир Андреевич. - И нужны прорывные виды продукции, которые будут не материалоемкие, а наукоемкие, когда можно из ста тонн меди сделать такой же объем производства, как и из тысячи тонн. Все экономики мира стараются оставлять у себя глубокую переработку, только мы, как сырьевая страна, гоним сырую нефть, вместо того, чтобы ее переработать. Даже белорусы берут у нас сырую нефть, перерабатывают ее и почти втрое повышают ее стоимость. Нам, вместо того, чтобы гнать сырую нефть, надо ставить нефтеперерабатывающие заводы и гонять не нефть, а бензин, керосин, что угодно… Но это пока у нас делается от нашего богатства, потому что тем, кто пришел туда, им и так хватает: они гонят сырую нефть, везут древесину, чушки цветного металла, чтобы потом купить детали, сделанные из этого металла, стоимостью в десятки, в сотни раз дороже». Руководству «Кольчугцветмета» В.А. Кечин предложил в этой связи, например, внедрить вместо полунепрерывного литья слитков спецвиды литья, например, литье под давлением для получения изделий сложной конфигурации, тонкостенных, востребованных на рынке. Сама идея глубокой переработки заводу близка, и руководство подтвердило готовность дивизиона «УГМК-ОЦМ» развивать кольчугинский завод именно в этом направлении. Правда, в этом случае остро встает вопрос технического перевооружения завода, ведь то оборудование, которое существует на нем сегодня, не отвечает современным требованиям. «Из беседы с руководством я понял, что оно не против приобретения для завода нового оборудования, но при условии гарантированной отдачи вложенных средств», - говорит Владимир Андреевич. В течение двух-трех недель он пообещал подготовить со стороны университета предложения-рекомендации по новым технологиям.
Кадры решают все
С одним современным оборудованием далеко не уйти – нужны квалифицированные кадры. Поскольку Кольчугино всегда был городом металлургов, надо бережно относиться к династиям металлургов, сохранять металлургический дух. И, конечно, вести постоянное повышение квалификации металлургов – именно эту идею хотел реализовать на базе колледжа сам В.А. Кечин, причем, для этого предлагалось сделать из колледжа филиал ВЛГУ, чтобы использовать федеральные средства. Идея заключалась в том, чтобы сделать в Кольчугине на базе колледжа Российский центр профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области цветной металлургии и металлообработки, который бы работал по трем направлениям: НПО, СПО и ВПО. НПО – начально-профессиональная подготовка, ориентированная на другие регионы, с использованием производственных площадей завода – для отработки начальных навыков. СПО – это тот же колледж, где образование будут получать те, кто нужен в металлургии в 21 веке – программисты, специалисты по информационным технологиям и многие другие. А ВПО – это высшая профессиональная подготовка, переподготовка. Кадры для ВПО подбирались бы по всей России, с курсами повышения квалификации от 72 часов до трех лет. Тем более, что Москва рядом.
Тогда договориться с руководством колледжа не получилось. Но от этой идеи, по мнению Владимира Андреевича, отказываться нельзя, тем более, что сегодня колледж перешел на региональный уровень, а значит, есть риск оказаться в полном забвении. К тому же можно «завязать» на переподготовке кадров предприятия металлургической отрасли, выйдя, например, на Союз промышленников и предпринимателей. И тогда создание центра профессиональной подготовки и переподготовки кадров можно будет рассматривать как перспективное направление развития нашей территории: если нет других ресурсов, надо зарабатывать на интеллекте.
Сплав науки, образования и производства
К подобной системе получения звания инженера, включая повсеместное распространение сертификационных центров, по мнению В.А. Кечина, мы обязательно скоро придем. И можно себе только представить, каким перспективным шагом стало бы создание на нашей территории либо Центра переподготовки кадров, либо Сертификационного центра для аккредитации инженеров. И кто знает, может быть, в будущем к званиям города металлургов и кабельщиков Кольчугино прибавит и звание наукограда.
Е. Фролова